УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Министерство общего и профессионального образования РФ
Кемеровский государственный университет
Кафедра новых информационных технологий


Рабочая программа по курсу
"История и методология информатики"
Факультет - Математический
01.02 "Прикладная математика и информатика"

Cоставители: доцент Русакова Н.А.,Кемерово 2004 г.

Факультет  Математический
Отделение  Дневное
Курс  4
Семестр 8
Лекции   26 часов
Практические занятия -
Лабораторные занятия -
Самостоятельные занятия -
Всего часов 52 часа
Экзамен -
Зачёт 8 семестр


Пояснительная записка
( включает цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе)
Чтобы разобраться с современным состоянием информатики необходимо иметь представление об истории ее появления и развития.
Курс обобщает и систематизирует представления студентов об информатике как науке, характеризует ее структуру, определяет предмет и методы информатики и дисциплин, являющихся ее составными частями, раскрывает междисциплинарные связи информатики и взаимоотношения ее с реальным миром.
При конкретной реализации курса некоторые темы могут быть опушены или видоизменены по усмотрению преподавателя.

Тематический план

Темы Час. Лекции ПрактикаЛабораторные Используемые наглядные и метод. пособия Сам.раб. Фор-мы кон-троля
1Предмет и методы информатики220   0  
2Развитие счетных устойств до 16 века22       
3Механические счетно-вычислительные машины220   0  
4Г.Лейбниц и его идея универсальной характеристики220   0  
5Ч. Бэббидж и его универсальная вычислительная машинаНачало программирования (Ада Лавлейс)220   0  
6Появление булевой алгебры и ее различные интерпретации220      
7Электромеханический этап развития вычислительной техники220      
8Машины Тьюринга22       
9Архитектура фон Неймана, этапы развития ЭВМ         
10Теория информации К.Шеннона220      
11Н.Винер и появление "Кибернетики"22       
12Развитие информатики в России22       
13А.П. Ершов и его вклад в развитие информатики22       
14Развитие языков программирования22       


ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ,КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТ, ИЗУЧАЮЩИЙ ЭТОТ КУРС

Знать основные этапы развития вычислительной техники, историю развития языков программирования, логические основы информатики, иметь представление о формализации знаний, развитие науки "Кибернетика", предмет и методы информатики.


Содержание дисциплины

1 Предмет и методы информатики 2
2 Развитие счетных устойств до 16 века 2
3 Механические счетно-вычислительные машины 2
4 Г.Лейбниц и его идея универсальной характеристики 2
5 Ч. Бэббидж и его универсальная вычислительная машина. Начало программирования (Ада Лавлейс) 2
6 Появление булевой алгебры и ее различные интерпретации 2
7 Электромеханический этап развития вычислительной техники 2
8 Машины Тьюринга2
9 Архитектура фон Неймана, этапы развития ЭВМ 
10 Теория информации К.Шеннона2
11 Н.Винер и появление "Кибернетики"2
11 Развитие информатики в России 2
12 А.П. Ершов и его вклад в развитие информатики 2
13 Развитие языков программирования 2


Литература

1. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект- основа новой информационной технологии. М.:Наука, 1988.
2. Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бестрастной логики: формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М.Знание, 1988.
3. Апокин И.С., Майстров Л.Е., Эдлин И. Чарльз Бэббидж. М.Наука, 1981.
4. Гутер Р.С., Полуянов Ю.Л. От абака до компьютера. М.:1981.
5. Пези Р. Масани. Норберт Винер: жизнь математика. М: Информатика, 2000 №23.
6. Стройк Д.Я Краткий очерк истории математики. М.:Наука, 1984.
7. Частиков А.П. История компьютера. М.:ИНФО, 1986.
8. Журналы Информатики и образование 1996-2001гг.
9. Газеты Информатика, 1998-2001гг.